Пятница, 14 Март 2014 05:36

Не пришей к Подольску хвост

Оцените материал
(2 голосов)

Октябрьская площадЪ. Ирина ШАЛЕВИЧ

Реформа административного управления лишит Климовск самостоятельности?

Укрупнение муниципалитетов – одна из главных кампаний губернатора Воробьева, инициированная, впрочем, сверху. Именно Путин заговорил о том, что нужно оптимизировать и сбалансировать бюджеты и полномочия муниципалитетов. На местах его слова интерпретировали как призыв к их укрупнению. Последнее выгодно как федералам, так и региональной власти.

Отслеживать позывы к самостоятельности в, условно говоря, десяти муниципалитетах гораздо легче, чем в пятидесяти. Равно как легче их вовремя пресечь и само поле, их взрастившее, перекопать, засеяв какой-нибудь сорной пропагандистской культурой.

Голоса экспертов, предрекающих ухудшение социально-экономических условий для жителей укрупненных районов, тонут в общем оптимистичном хоре.

Воробьев, конечно, не единственный, кто поспешил поместить эту, мягко скажем, спорную со многих точек зрения идею на свое знамя. Топ-менеджер региона не устает уверять общественность, что задуманные сверху перемены - к лучшему. Более того, Андрей Воробьев и его ближайшее окружение постоянно подчеркивают, что это самое укрупнение проводится по многочисленным просьбам жителей области, которые якобы устали от неупорядоченности управления. О том, как в действительности поддерживают реформу в городах и районах Подмосковья, мы еще не раз упомянем. Пока же отметим, что после укрупнения вместо 72 имеющихся сегодня муниципальных образований в области останется 50-60. Это, дескать, позволит сократить одновременно как количество чиновничьих ртов, так и бюджетные расходы. Среди цифр, которые должны произвести впечатление на население, озвучиваются такие: количество муниципальных чиновников за последние 10 лет выросло в 4,1 раза, траты на их содержание возросли в 77 раз. При этом из 360 муниципалитетов в Подмосковье больше половины — дотационные. 83 муниципалитета полностью содержатся областью.

Губернатор запрягает быстро, ставя жесткие рамки для реформы: 2014 год. Но никакой ясности с перечнем участников так и нет.

Всего под «колеса» реформы попадут 11 подмосковных городов и около 30 сельских поселений в 12 районах. Претенденты предварительно названы. В их числе Можайск и Можайский район (с передачей власти району), Солнечногорск и Солнечногорский район (также с передачей власти району); объединение ждет Королев и Юбилейный (в результате чего обещает родиться Большой Королев), а также Дзержинский и Котельники. Самое важное для нас: говорят о том, что Климовск могут «скрестить» с Подольским районом и Подольском. Часть поселений района предварительно планируется присоединить к Подольску, часть — к Климовску.

«Проблема, которую пытаются теперь решить областные власти, была задана в значительной степени 131-м законом о местном самоуправлении, когда в 2003 году после реформы местного самоуправления число муниципальных образований резко возросло, причем за счет поселений — очень небольших сельских населенных пунктов, - рассказали «Октябрьской пощади» эксперты Института экономики города, к которым корреспондент нашей газеты обратился за комментарием. - Их количество увеличилось, но при этом наблюдалась нехватка кадров. По большому счету, во многих этих новообразованных поселениях не было ни специалистов достаточного уровня, ни ресурсов, ни доходной базы. Возникает вопрос: если муниципальное образование не самодостаточно, у него нет ресурсов, то зачем с ним мучиться, не проще ли его укрупнить? Однако есть веский аргумент против: вообще-то таким образом мы не решим задачу развития и стимулирования местного самоуправления».

 

Майдан для Большого Королева

Наукоград Королев – город богатый, выступающий донором. Юбилейный, наоборот, живет за счет дотаций, но имеет большой потенциал для роста, в том числе и кадровый. Жители Юбилейного гордятся как своей социальной инфраструктурой, так и городской идентичностью, потеря которой их очень беспокоит. Идя им навстречу, чиновники обещают, что Юбилейный войдет в состав Большого Королева на правах микрорайона, который получит право даже на своих представителей в Совете депутатов объединенной территории.

Казалось бы, эти два города уже тесно переплетены: часть жителей Королева работает в Юбилейном, и наоборот. И слияние придаст обеим городским структурам дополнительные импульсы для развития. В перспективе на их базе можно было бы создать единый кластер космической направленности, самый большой наукоград России.

Казалось бы, у этих городов (раньше, кстати, бывших единым городом Калининградом) есть все предпосылки и перспективы для успешного слияния, и, возможно, тут действительно мы видим едва ли не единственный пример, когда доводы «против» – это, по большей части, эмоции, а доводы «за» имеют под собой прочные экономически-хозяйственные обоснования. Но согласия с решением властей у населения нет.

Пропагандистская машина запущена. В местных СМИ выступают и местные, и областные представители власти, которые упирают на то, как будет хорошо в Большом Королеве, объясняют, что так чиновники смогут эффективней решать управленческие и экономические вопросы, управлять ресурсами, значительно улучшить транспортную доступность и логистику. Разъяснительная работа проводится на предприятиях.

Но строптивые жители Королева и Юбилейного слиться воедино все равно не хотят.

У них – своя правда. Например, в Юбилейном могут вырасти очереди в детсады, которые по качеству оказываемых услуг гораздо лучше королевских. Так же вырастет очередь и для тех, кто ждет социальное жилье. Придется тратить деньги на переименование совпадающих у двух населенных пунктов улиц.

На форумах Юбилейного, например, обещают устроить свой Майдан, когда город начнут «сливать». Не смягчает жителей даже то, что Юбилейный с населением около 33 тысяч человек фактически занимает положение анклава, поскольку со всех сторон окружен Королевым (население которого составляет более 187 тысяч человек), и то, что у городов уже есть общие структуры: полиция, ГИБДД, налоговая, ФМС.

Пока Юбилейному сулят публичные слушания и говорят, что их замечания учтут. А потом еще и соцопрос проведут. Но на публичные слушания могут пригласить своих, проверенных бойцов и не дать микрофон оппонентам. Среди опрашиваемых также по стечению обстоятельств окажется лояльная часть населения. Так что объективности ждать тут не придется.

Кстати, автомобильной эстакады, напрямую соединяющей Юбилейный и Королев, а также пешеходных переходов через железнодорожную дорогу между городами нет. Так что жителям Большого Королева пару-тройку лет придется или добираться из одной части города в другую в объезд, тратя по часу-полтора, или бегать через железку… 

 

Дзержинский vs Котельники

Еще одни кандидаты на скрещивание - подмосковные города Дзержинский и Котельники. Для этого конгломерата даже подобрали название – Угреша (топоним, с давних лет в здешних местах известный).

Жители Дзержинского митингуют.

В 1990-е годы этот наукоград считался самым благоустроенным в столичном регионе - благодаря талантливейшему управленцу мэру Виктору Дрокину. В 2006 году его застрелили, однако преемник Алексей Плешаков также оказался крепким хозяйственником (в январе 2014 года он досрочно ушел в отставку. Сложил полномочия вынужденно, в свете подготовки населенных пунктов к объединению, поскольку сам не был его сторонником). И если сравнивать суммарное количество проблем в Дзержинском и в Котельниках, то первый живет в шоколаде, а второй… Похвалиться Котельникам особенно нечем, кроме разве что засилья трудовых мигрантов, которые ценят здешние места за их близость к месту работы – рынку «Садовод».

С жителями Дзержинского проводятся, конечно, круглые столы на предмет выработки единой градостроительной концепции развития городских округов Дзержинский и Котельники. Но о том, какие перспективы им это сулит, вслух никто не говорит. Лишь иногда ради приличия кто-то роняет вскользь, что, мол, доводы «за» больше носят экономический и хозяйственный характер, а доводы «против» – эмоциональный.

 

Два в одном

В числе тех, кому «повезло»: Коломна и Коломенский район. Из них хотят «слепить» городской округ. Тут против высокопоставленных планов восстали даже низовые представители вертикали – депутаты горсовета Коломны. По их солидарному мнению, невозможно сократить управленческий аппарат, если территория «городского округа» - это десятки километров. Так что ждать надо не сокращения, а разрастания штата. Еще одна деталь: сегодня у сельского населения существует ряд льгот. Например, у медиков и учителей – «сельские» надбавки. И за электричество жители района платят на 50% меньше. Став «горожанами», они все это потеряют.

С подобным предстоит столкнуться и каширянам. Объединение администраций Каширы и Каширского района завершится уже к сентябрю этого года.

К слову, против губернаторской инициативы выступают не только крупные муниципальные образования, но и мелкие. Так, в Ногинском районе собираются объединить сельское поселение Стёпановское (в нем живет около 5000 человек, рассредоточенных по 11 деревням и поселкам) с поселком имени Воровского (в котором также около пяти тысяч жителей). Ни первый кандидат на объединение, ни второй особым экономическим процветанием не отличаются. И вряд ли от такого укрупнения кому-то станет лучше жить. А вот хуже - наверняка. Дело в том, что обитателям Стёпановского придется на несколько десятков километров дальше ездить в административный центр (которым назначат поселок им. Воровского), чтобы решить насущные вопросы.

Еще одно из всеобщих опасений – бумажная волокита. Придется менять все документы. Но представители региональных министерств клянутся, что специально ничего делать не придется. Все случится как бы само собой, попутно - либо же через многофункциональные центры, где по упрощенной системе сделают новые документы. Но что-то берет сомнение, что в Стёпановском вот так запросто возьмут и построят многофункциональный центр.

 

Вгляжусь в тебя, как в зеркало

Тот факт, что Климовск назывался в списке потенциальных кандидатов на вылет из списка самостоятельных муниципальных образований, не может не настораживать. На кону все же судьба города. И тут позвольте сделать небольшое, но важное отступление. Точнее, даже посмотреть в зеркало, чтобы увидеть то, что может нас ждать. Таким зеркалом выступит микрорайон Сходня. Поглощение Химками Сходни (прежде она входила в Химкинский район) произошло в 2004 году. Город влился в сформированный городской округ на правах микрорайона. Жители Сходни суммировали свои впечатления. Получилось густо, но пусто с точки зрения позитива.

Достучаться до власти теперь сложнее и тем более повлиять на нее. Градус непонимания выше, поскольку управленцы городского округа не знают, чем живет Сходня, да и не особенно хотят проникаться ее проблемами. Бюджет, ставший единым, чиновниками распределяется по своему усмотрению. И не всегда микрорайону перепадает. Часто ресурсы уходят в пользу центральной части округа, а не на поддержку его окраин. Соответственно, инфраструктура хиреет. Кстати, в Сходне после укрупнения убрали базы «Скорой помощи», пожарной службы, подсократили количество детских садов.

Жителей Химок также не волнуют проблемы сходненцев. Первые на вторых смотрят свысока. Если микрорайон захочет провести референдум, шансов набрать нужное количество подписей немного. Представительство в Совете депутатов резко сократилось. То есть народных избранников, способных внятно сформулировать и донести до исполнительной власти чаяния электората, явно недостаточно для нормальной работы.

При этом чиновников меньше не стало, скорее наоборот. Представительства структур администрации в районе сохранились, но решать они ничего не могут. Все полномочия в центре. Так что и людей гоняют в центр.

Это один из сценариев, самый неблагоприятный и драматичный (смело можно назвать его «сходненским», поскольку сходство жребиев в этом случае будет поразительным). Если Климовск и Подольский район будут присоединены к Подольску, оказавшись на задворках городского округа, мы, и так имеющие мало возможностей докричаться до власти, вообще их утратим. Зато для оформления бумаг нам надо будет весело трястись в автобусах до Подольска, куда, наверняка, переедут все имеющие «право слова» административные ведомства. Власть вообще перестанет считаться с нами, потому как чем она дальше от народа (в том числе и географически), тем менее видны ей те нужды и проблемы, с которыми сталкивается народ.

Никаких экономических обоснований под объединение – можем судить по примеру тех, которые «пойдут первыми», - ждать не приходится. Опять все делается взятием под козырек и с бухты-барахты. 

Есть для нас и второй сценарий, о котором также упоминалось в ходе обсуждения инициативы Воробьева: поселок Львовский отойдет укрупненному Подольску, а наш город прирастет землей – к нему прирежут перешеек от Климовска до Домодедова. Какой размер участка, даже предварительно неизвестно , однако это очень хороший для нас вариант развития событий. Новая земля – это и новые перспективы, планы развития, новые шансы утвердиться, повысить свой социально-экономический рейтинг среди других муниципалитетов.

Наконец, есть вероятность, что нас вообще губернаторская реформа никак не затронет.

 

Реформа «в законе»

За комментарием корреспондент «ОП» обратился к экспертам Института экономики города и совсем не удивился, когда услышал, что масштабные процессы укрупнения в Подмосковье они оценивают довольно неоднозначно.

Меры по укрупнению, озвученные губернатором, по большому счету работают на сворачивание местного самоуправления. Вместо того чтобы в каждом конкретном случае разобраться, с чем связаны проблемы данного муниципального образования, говорят о том, что у нас много дотационных убыточных муниципалитетов, которые фактически не могут осуществлять местное самоуправление и которые надо присоединять. Конечно, чтобы отделить зерна от плевел, нужна большая аналитическая работа, которая требует сил и времени, а потому проще всех мерить одной меркой. Но никто не задумывается над тем, что будет эффективно для каждого конкретного муниципалитета.

Одно из главных оснований для укрупнения, по мнению губернатора, — это сокращение бюрократического аппарата. Мол, у нас слишком много чиновников, и мы их не можем прокормить. Но есть очень большие сомнения в том, что благодаря этому шагу чиновничий аппарат сократится. Есть известный закон Паркинсона: при любой реорганизации системы количество чиновников всегда увеличивается.

Наконец, подобная реформа - это своего рода рычаг влияния на территорию. Со строптивым мэром и даже главой района проще справиться, укрупнив территорию, объединив муниципальное образование в городской округ. Добавляется число «игроков» муниципального уровня - добавляется и число проблем.

Остается надеяться, что сплошного одобрямса начатой губернатором кампании не будет, а развернется публичное обсуждение, и де-факто власти пойдут по пути точечных решений.

И под занавес - самый спорный момент всей этой кампании. Руководитель главного управления территориальной политики Московской области Эльмира Хаймурзина не устает повторять, что никто не ставит цели «объединение ради объединения»: «Главный аргумент в этом территориальном споре – здравый смысл. А он говорит о том, что долгосрочные выгоды от этого объединения компенсируют гражданам временные неудобства, в том числе связанные с переоформлением документации». Минуточку. Раз так, то почему бы не приникнуть ухом к гласу народа?

Почему людям, как кость, кидают только формальные опросы и публичные слушания, а не референдум? Да потому, что, увы, вынашивая свои планы, чиновники в Московской области в январе 2013 года с дальним прицелом приняли закон «Об административно-территориальном устройстве», согласно которому «объединение населенных пунктов, в том числе городов областного подчинения с иными населенными пунктами» относится к ведению губернатора региона. Никаких вам референдумов. Учитывать мнение населения можно только путем проведения собраний, конференций или опроса граждан.

Мособлизбирком с пеной у рта, повышая планку, кричит о том, что объединение городов в компетенции даже уже не областных, а федеральных властей. Вместе с тем никто не отменял и пресловутый 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в котором черным по белому написано: «изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования». Так какой закон тут законнее? Тот, который выгодней чиновникам в данный момент?

Прочитано 1311 раз

  Комментарии

Сергей 14.12.2014 10:25 +3
Давно пора объединиться с Подольском. Уж что-что, а хуже не будет. Зато оставят не у дел наших вороватых городничих.
#1
федор 11.03.2015 05:03 +1
Парковая и продажная газетная вновь на службе у меньшова!
Надо вновь обладать все грязью,спасая своего кормильца!
И кто это пишет, человек ничего не знающий о городе о его людях и главное о проблаках разваленной промышленности главное проблемах горожан.может быть наконец-то уберут две главные проблемы России- ДУРАКОВ И дороги! Губернатор мы с тобой!!! n
#2
Serg1970 14.03.2015 05:20 +1
Однозначно за объединение с Подольском!
#3
Дмитрий 15.03.2015 14:06 +1
Давно пора объеденить вечно дотационный Климовск с городом-донором Подольском, вот только против этого, как всегда чиновники и местные власти Климовска и Подольска, ведь некоторых из них придётся сократить!
#4
Варвара 29.03.2015 13:45 0
Цитирую Сергей:
Давно пора объединиться с Подольском. Уж что-что, а хуже не будет. Зато оставят не у дел наших вороватых городничих.


Можно подумать в Подольске кристально чистые чиновники. Да там грязи еще больше чем у нас.
Лучше не будет. Вы прекрасно знаете, что в нашей стране при всякой власти "Все для народа"
#5

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

сотрудники дорожной полиции дороге транспортного средства строительство каркасных домов ключ - вся актуальная информация у нас потолок армстронг читать далее монтаж пожарной сигнализации в Липецке .